Разработка PR стратегии
Долгосрочный план развития коммуникации компании с целевой аудиторией основывается на PR стратегии. Стоит учесть, что ЦА это не только клиенты компании – в отношении PR стратегии это также инвесторы, государство, и в целом общество. Достаточно часто PR стратегию ошибочно путают с маркетинговой, а также рекламным продвижением – призванными обеспечить высокие продажи, а PR – это формирование позитивного имиджа компании или бренда на широкую аудиторию, даже из числа тех, кто не пользуется услугами. Из нашего обзора узнаете, почему важна разработка и реализация PR стратегии для компании или организации, как разработать ее, и какие частые ошибки совершаются в этом процессе.
Для чего нужна стратегия PR
Основная задача PR стратегии для любой компании или проекта – определение того, как они должны выглядеть в глазах общественности. Аббревиатура расшифровывается public relations – связи с общественностью.
Четкая и активная PR стратегия позволяет фокусироваться на приоритетах, используя доступные ресурсы максимально эффективно, для воплощения поставленной цели.
Выделим основные задачи:
- Высокий уровень узнаваемости;
- Улучшение имиджа и репутации;
- Контакт с ЦА на понятном языке;
- Укрепление связи с клиентами;
- Планирование работы с медиа;
- Привлечение инвесторов.
Важной задачей PR стратегии, является коммуникационная деятельность с аудиторией. Это позволяет оперативно реагировать на возникающие слухи и негативную информацию, опровергая их.
Это интересно: ошибочное мнение, что планирование работы с имиджем более свойственно крупным компаниям. Как показывает аналитика, именно малый бизнес включает максимальное число сторонников долгосрочного планирования.

Составляющие PR стратегии, зависят от поставленных целей, выделяемого бюджета. В список таких задач чаще всего включается:
- Поиск лидеров мнений и журналистов, полезных для компании;
- Выбор способов общения с аудиторией;
- Определения шаблонов и правил пресс-релизов;
- Разработка плана мероприятий, на которых представлена компания и ее ключевые лица;
- Работа над онлайн-присутствием компании, с разработкой плана;
- Разработка инструментов для работы с негативными данными о компании.
Для успешной PR стратегии, важно вовлекать в эту работу первых лиц компании, особенно это актуально для частного бизнеса. Благодаря этому достигается максимальная эффективность, за счет видения со стороны собственника перспективы в развитии бренда и компании.
Правила разработки стратегии PR
Разработка грамотной PR стратегии длительный и трудоемкий процесс, состоящий из множества этапов – подготовки, внедрения, оценки эффективности.
Для начала важно определиться с целями и понятиями стратегии. На этом этапе важно составить список слабых и сильных сторон компании или бренда, прояснить стратегические цели компании, по каким направлениям развивается. Именно на основе данных целей необходимо выстраивать стратегию PR.
Вторым важным этапом является изучение конкурентов. В своем PR важно отличаться от них, но при этом учитывать их ошибки. Постоянный анализ рыночной конъюнктуры позволяет находить в продвижении новые каналы, а также пользоваться уже существующими инфоповодами в свою пользу.
Важно помнить, что ваша стратегия должна быть ориентированная на клиентскую аудиторию. Поэтому необходимо изучить ее, чтобы действия и сообщения со стороны компании соответствовали ожиданиям и предпочтениям клиентов.
Также на основе данных по ЦА, формируется позиционирование компании. Если уже используете маркетинговую стратегию, и она результативна, то в вопросе позиционирования можете ориентироваться на нее. Однако не стоит забывать, что основная задача PR – фокус на более широкой аудитории общественности, и это необходимо учитывать в работе.
Стратегия в PR должна иметь ключевое сообщение для аудитории. Оно должно быть простым и понятным, отражающим ценности компании, которыми она хочет поделиться со своими клиентами.

Важный элемент PR стратегии – выбор каналов взаимодействия, и используемые для этого инструменты. Их выбор напрямую зависит от поставленных целей, и не рекомендуется ограничиваться одним из каналов, если есть возможность всестороннего взаимодействия с общественностью.
Для грамотной стратегии важен комплексный подход и системность, а это часто зависит от финансового инструмента. Задача – четкое планирование бюджета на PR, чтобы избежать ситуации, что средства будут исчерпаны на части пути, что будет означать провал всей запланированной кампании.
Для PR важен четкий план. В зависимости от сферы деятельности и поставленных задач, он может составляться как на один месяц или квартал, так и на год или несколько лет. Важно, чтобы все запланированные мероприятия были прописаны, включая ожидаемые результаты, а на проведение были заложены средства.
Не стоит забывать, что любой, даже самый безупречный план, может дать сбой. На этот случай в стратегии важно прописать список мер, принимаемых в кризисных ситуациях. Стратегия PR позволяет всегда быть на шаг впереди – быстро реагировать на негативную информацию о бренде, на действия конкурентов, предугадывая их шаги.
Стратегия должна быть не только планом на определенный период для компании, но и предоставлять возможность отслеживать результаты. В результате этого бизнес быстро реагирует на новые вызовы, корректирует стратегию при необходимости.
Распространенные ошибки в PR
Разработка и внедрение PR стратегии – это комплексный подход. Она идет в тесной связи с маркетинговой стратегией, и важно чтобы цели в них совпадали.
Не принесет пользы стратегия, если в ней используются недостоверные или неполные данные о деятельности компании. Это станет причиной того, что выбранные активности не будут приносить должного результата, а заложенные на них финансы будут потрачены впустую.
Поставленные в стратегии задачи должны быть достижимыми и измеримыми. Если в стратегии прописать в качестве цели недостижимые результаты, то работа над ними заведомо не принесет результатов, но средства из выделенного бюджета будут использованы.
Главное – это квалифицированные сотрудники. Если грамотно разработать стратегию PR, но не иметь человеческий потенциал, способный воплотить ее, компания не получит должных результатов.